Марина Алексеевна Федотова: «Наша задача — формировать у студентов навык проведения научных исследований»


Марина Алексеевна Федотова: «Наша задача — формировать у студентов навык проведения научных исследований»

Марина Алексеевна Федотова: «Наша задача — формировать у студентов навык проведения научных исследований»

Марина Алексеевна Федотова - руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, действительный член РАЕН, заслуженный экономист РФ, лауреат Государственной премии, президент НП «СМАО», автор 7 учебников и 3 монографий, вышедших в издательстве «КНОРУС».





— Марина Алексеевна, что для вас стало определяющим в выборе профессиональной деятельности?

— К своей нынешней профессиональной деятельности я пришла не сразу: сначала закончила техникум по направлению «Микроэлектроника», затем поступила в МИРЭА. Но потом я поняла, что реализация современных технологических перспектив возможна только при наличии соответствующих экономико-финансовых механизмов, поэтому продолжила обучение на финансово-экономическом факультете Московского финансового института, досрочно защитила кандидатскую диссертацию и следующие десять лет работала в МГТУ имени Баумана, вновь на стыке техники и экономики. Затем я вернулась в alma-mater, МФИ, для написания докторской диссертации.

Моя научная работа была посвящена актуальной на тот момент теме финансовой устойчивости российских предприятий в условиях инфляции. Тогда же я начала работать над проектом Мирового банка по развитию оценки стоимости бизнеса и имущества, прослушала несколько курсов на стажировке в США. Вернувшись, я модифицировала свою диссертацию в сторону оценки бизнеса. В стране полным ходом шла приватизация, а как можно приватизировать, не зная сколько это стоит? В итоге моя докторская стала первым в России научным исследованием по проблемам оценки и реструктуризации бизнеса с целью сохранения или восстановления его финансовой устойчивости. В дальнейшем мои наработки были использованы на последующих этапах приватизации для определения цены лота, для продаж.

 

— Получается, что ваша докторская диссертация вошла в основу государственной политики?

— Да, часть моих рекомендаций была учтена в процессе приватизации второй-третьей волны, когда стало очевидно, что при оценке бизнеса важно принимать во внимание рыночную стоимость его имущества, в т.ч. нематериальные активы. В этот период было создано первое в нашей стране Российское общество оценщиков, куда я была привлечена к работе и начались семинары по подготовке специалистов в области стоимостной оценки. Фактически я стояла у истоков зарождения этой отрасли.

Вот таким образом я пришла к своей профессиональной деятельности в области стоимостной оценки, стоимостного консультирования. Многие мои ученики сегодня возглавляют департаменты в министерствах и ведомствах, управлениях и дирекциях крупнейших банков, являются партнерами PricewaterhouseCoopers, KPMG и других крупнейших компаний, т.е. моя профессиональная деятельность получила развитие через деятельность моих выпускников.

 

— Ваша студенческая, преподавательская и научная жизнь практически неразрывно связана с Финансовым университетом. Какие достижения вашей alma-mater Вы бы отметили как наиболее значимые?

— Мой личный вклад состоит в том, что буквально через год после защиты докторской диссертации я возглавила первую в России кафедру по оценочной деятельности. Мы с кругом единомышленников создавали эту кафедру «с нуля». В рекордно короткие сроки — за два летних месяца — мы подготовили программы нескольких учебных курсов, чтобы уже в сентябре 1996 г. начать учебный процесс.

Значительным периодом в истории развития Финансового университета был 2011 год, когда мы первые получили финансирование научных исследований из госбюджета и начали выполнять исследования в интересах Правительства.

 

— Вы стояли у истоков оценочной отрасли в России. Как формировалась система обучения специалистов-оценщиков?

— Создавать базу для развития оценочного образования в России мы начали на основе международного опыта в этой отрасли. В 1998 году Финансовый университет выпустил первых в России оценщиков с высшим образованием.

Позже, в 2000 г. были разработаны требования к подготовке специалистов оценочной отрасли по программам высшего образования и профессиональной переподготовки. В том же году мы выпустили первую группу по программе второго высшего образования.

Потом стало появляться все больше учебных заведений, которые готовили оценщиков. К сожалению, этот процесс пошел по пути наименьшего сопротивления. В основном обучение велось по программам профессиональной переподготовки, а за такой короткий срок качественно подготовить оценщиков невозможно. В результате рынок оказался переполнен специалистами низкой квалификации, и это заметили на государственном уровне. Чтобы отсеять плохо подготовленные кадры, было принято решение внедрить единый квалификационный экзамен, который сегодня принимается по следующим направлениям: оценка недвижимости и все что с ней связано, оценка движимого имущества, оценка бизнеса, включая нематериальные активы.

 

— Довольны ли вы уровнем подготовки кадров в этой сфере сегодня?

— Довольным быть невозможно, всегда думаешь о лучшем. Хочется, чтобы все в сфере оценки были высокопрофессиональными, честными людьми, готовыми познавать новое и постоянно учиться.

 

— Как, на ваш взгляд, сегодня можно стимулировать студентов и аспирантов и дальше заниматься экономической наукой, развивать эту отрасль, а не стремиться уходить в бизнес?

— Здесь наша первоочередная задача — с самого начала обучения начать формировать у студентов навык проведения научных исследований. Именно для этого несколько лет назад мы ввели практику проведения научно-исследовательских семинаров в бакалавриате на первом курсе. Студенты получают несложные задания, но сам механизм поиска информации, процесс выдвижения гипотез и их подтверждения, сравнение данных — все это формирует навык именно исследовательской работы. Мы обращаем внимание, какие выводы они делают из проведенного анализа и как защищают результат командной работы. Эти навыки пригодятся им в будущем, причем и тем, кто будет заниматься научно-исследовательской работой, и тем, кто пойдет в бизнес или на госслужбу.

Другая наша задача — сформировать престиж профессии ученого, исследователя и добиться достойной оплаты этой деятельности. Заработная плата молодых преподавателей в Финансовом университете сейчас соответствует тем суммам, которые наши выпускники получают в банках или на предприятиях на начальных этапах.

 

— Какими личными и профессиональными качествами должен обладать современный молодой ученый, чтобы добиться успеха в развитии своей научной отрасли?

— Во-первых, быть целеустремленным, целостным, ему должно быть все интересно. Следует черпать знания из других научных сфер и областей, потому что сегодня открыть новое можно только на стыке научных дисциплин. Во-вторых, нужно иметь аналитический ум, уметь делать выводы, возможно, где-то рисковать, поскольку для открытия нового нужна определенная дерзость.

 

— Сегодня активно развивается цифровая экономика, становятся востребованными специалисты именно в этой сфере. Готовы ли российские учебные заведения, в частности Финансовый университет, их выпускать?

— В Финуниверситете создан Институт цифровой экономики, который проводит научные исследования в этой области. Появились учебные программы, модифицированные под потребности цифровой экономики: «Финансовые технологии в бизнесе», «Корпоративные финансы в цифровой экономике». Введен курс финтеха в качестве обязательного для бакалавриата.

В этом году мы выпускаем первую группу финтеха: все ребята проходят практику и практически трудоустроены. Сейчас это пока единичные группы на отдельных факультетах, но направление развивается очень быстро.

 

— Дайте совет молодым преподавателям, как успешно совмещать методическую и преподавательскую деятельность с научной?

— Я глубоко убеждена, что научная деятельность определяет учебную. Если нет нового в исследованиях, то ты не сможешь заинтересовать своей дисциплиной, определить, что нового сейчас в практике. Успешная учебная работа в свою очередь невозможна без методического обеспечения. Поэтому цепочка, на мой взгляд, следующая. Научные исследования внедряются в методическую разработку (это могут быть методические рекомендации, case-study, деловая игра, какой-то практический пример, который ты взял из своего исследования) и далее в учебный процесс. В этом случае получается дать студентам то, что им интересно, актуально и применимо на практике.

 

Вы автор и соавтор более чем 200 научных работ, в том числе учебников и учебных пособий. Расскажите, как вы выстраиваете работу над учебником?

— Работа над актуальным и современным учебником — процесс увлекательный, но не простой. Расскажу на примере.

Недавно в издательстве «КНОРУС» вышел учебник «Корпоративное управление и корпоративные финансы в акционерных обществах с государственным участием». Это уникальное издание, поскольку в нем систематизирована и обобщена практически вся современная теория и практика по этому вопросу. К работе над учебником мы привлекли ведущих ученых отрасли и многих специалистов из различных федеральных и региональных органов исполнительной власти, представителей компаний с госучастием. Фактически был создан уникальный временный творческий коллектив для работы над одним учебником. В процессе написания мы видели, что практика идет дальше, приходили новые мысли о том, какие примеры лучше дать и т.д. Это безумно интересно и познавательно — работать в таком научном, творческом коллективе.

Думаю, что наша работа — это пример того, как должны создаваться современные учебники. В тиши кабинета, имея только ручку, бумагу или компьютер, ты не напишешь того учебника, который будет востребован практиками и интересен студентам. Когда студенты видят, что, например, главу писал представитель крупной компании с госучастием и в ней описан реальный кейс, это формирует у них живой интерес к предмету и науке.

Поэтому я выражаю благодарность издательству «КНОРУС», которое выпустило этот важный для нас и всего научного сообщества учебник в кратчайший срок — к 100-летию Финансового университета.

 

— Какие реалии послужили отправной точкой для идеи создания такого практико-ориентированного учебного издания?

— В первую очередь это заседания общественного совета Росимущества, членом которого я являюсь, заседания кадровой комиссии, на которых мы видели специалистов, претендующих на более высокие должности, но испытывающих некоторые трудности в развитии карьеры именно из-за нехватки знаний в сфере управления корпоративными финансами в компаниях с госучастием. Кроме того, мы сотрудничаем с разными саморегулируемыми организациями, знаем их трудности. Все это и послужило отправной точкой для создания практико-ориентированного учебника. Нам помогали его писать замечательные специалисты-практики: представители Минтруда России, Росимущества, Минфина России, ПАО «ФСК ЕЭС», ведущие ученые других вузов.

 

— Расскажите, над чем сейчас вы работаете? Ждать ли вашим студентам в скором времени нового учебника или научной работы?

— На повестке создание нового пособия «Управление стоимостью компаний на основе современных информационных технологий», в котором будут использованы технологии ведущих информационных агентств, таких как Bloomberg и Thomson Reuters. Также мы готовим монографию «Стоимостно-ориентированное управление корпорацией: теория и практика». В планах есть учебник на актуальную тему «Поведенческие финансы», посвященный умению делать анализ на стыке разных наук — психологии, математики и оценки. Это новое направление, по которому идут и научная работа, и создание учебных материалов.

Какие дисциплины вы сегодня преподаете студентам?

— Я очень люблю выступать на первом курсе, я у них веду научно-исследовательские семинары и читаю курс «История финансовой мысли». Люблю первокурсников, потому что они приходят жадными до знаний, им сразу подавай практику, на первом курсе. Они берутся за сложные практические задания, ищут нетривиальные пути решения. Иногда на занятия я приглашаю наших выпускников, которые предлагают реальные кейсы из своей практики. Интересными и познавательными я стараюсь сделать и лекции по истории финансовой мысли, связывая историю, людей в этой истории, наше недавнее прошлое и современную действительность, в которой и сама принимаю участие как один из основателей стоимостной оценки в России. Веду научно-исследовательские семинары в магистратуре по двум программам: «Оценка бизнеса и корпоративные финансы» и «Финтех», работаю с аспирантами и докторантами.

Марина Алексеевна, спасибо Вам за интервью. Желаем Вам достижения новых высот в развитии науки!

 Спасибо Вам и издательству «КНОРУС» за сотрудничество.

 

Беседовала: Ольга Никонова, «КНОРУС»

Расшифровка: Анна Лупанова, «КНОРУС»


Возврат к списку







Новинки каталога