Вячеслав Лазаревич Цветков: «Искренне интересуйтесь другими людьми»
Вячеслав Лазаревич Цветков: «Искренне интересуйтесь другими людьми»
Цветков Вячеслав Лазаревич — начальник кафедры юридической психологии Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя.Доктор психологических наук, кандидат юридических наук, профессор, автор 12 учебников и более 20 учебных пособий.
— Вячеслав Лазаревич, в издательстве «КНОРУС» вышла Ваша книга «Психология профессионального общения». Расскажите, почему Вы начали изучать психологию? И как пришло решение писать учебники по психологии для сотрудников МВД России?
— У меня за плечами уже 46 лет службы. Сначала — в Вооруженных Силах РФ и вот уже более 25 лет в МВД России, где я занимаюсь преподавательской деятельностью. Всю свою жизнь я работаю с людьми. Причем это были разные коллективы — от ста человек до нескольких тысяч. И с юности мне большим подспорьем в службе была и остается психологическая наука, которая помогает прежде всего изучить самого себя, познавать других, прогнозировать поступки и поведение, поддерживать здоровый социально-психологический климат. Любовь к этой науке мне привили хорошие учителя, а их было много. Так как я занимаюсь в большей степени обучением курсантов, то очень хочется не только передать им богатый жизненный опыт, но и научить использовать психологические знания в их будущей непростой деятельности, внести свой вклад в повышение качества подготовки высококвалифицированных сотрудников МВД России.
«Современный мир — это огромный поток информации»
— КНОРУС издает учебную литературу. Возраст ее читателей в основном 16–25 лет. Какие, на Ваш взгляд, существуют барьеры для общения молодых людей в современном мире, когда больше радости вызывают лайки в соцсетях, а не живая улыбка?
— Современный мир — это огромный поток информации. Думаю, что сегодняшний человек ее получает в тысячи раз больше, чем сто лет назад. Поэтому ориентироваться сложно, ведь физиологические возможности остались прежними. Не существует единого мнения, например, о пользе или вреде Интернета. Но он есть. И мы должны научиться не уходить полностью в виртуальную реальность, ведь ее влияние также неоднозначно. В Интернете можно найти быстрый ответ на практически любой вопрос, он упрощает решение многих проблем, с одной стороны, но с другой — не может заменить радости живого общения. Наверное, его зло заключается в том, что он помогает деперсонализироваться, то есть обезличиваться. Писать что угодно и не нести за это практически никакой ответственности, скрываться за выдуманным «ником», лгать, выдавать желаемое за действительное. Но на место все ставит сама жизнь. И многие проблемы возникают от неумения грамотно общаться.
«Живите здесь и сейчас»
— В копилке Ваших знаний, наверняка, есть ТОП-5 приемов, позволяющих при первой встрече расположить к себе собеседника. Поделитесь некоторыми. Это всегда интересно.
— Искренне интересуйтесь другими людьми.
— Всегда улыбайтесь, когда позволяет обстановка.
— Помните, что имя человека — это самые сладостные и самые важные для него слова.
— Поощряйте других говорить о самих себе.
— Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Внушайте своему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.
— В своей книге Вы описываете различные приемы воздействия на собеседника. Как Вы считаете, возможно ли применение специальных практик в деловом общении с этической точки зрения?
— Можно, несомненно. Но надо всегда помнить, что никому не дано право унижать и оскорблять человека как личность.
— Используете ли Вы сами приемы коммуникаций, описанные в Вашей книге?
— Да, конечно.
«Верить иногда надо не слову, а мимике и жестам»
— Как Вы используете свой опыт в работе над книгами? Кстати, сколько их у Вас?
— В моем архиве около 10 монографий, более 20 учебных пособий, 12 учебников и более 150 научных статей. В каждой книге стараюсь в более или менее доходчивой форме донести до читателя то, что выстрадано, выверено и проверено годами, в том числе и опыт преподавательской деятельности. Все это позволяет теорию соединять с практикой.
— Какие практики общения из Вашего учебника можно посоветовать к применению в повседневной жизни?
— Все те, что связаны с установлением психологического контакта: распознавание лжи, рекомендации по общению с различными категориями граждан; визуальная диагностика (важно помнить, что верить иногда надо в большей степени не слову, а мимике, жестам, позе и т.д.).
— Расскажите какой-нибудь профессиональный анекдот на тему психологии.
— Хочешь анекдот про психологов?
— Да.
— А почему?
А если серьезно — живите здесь и сейчас. Пора бы перестать строить планы на прошлое!
Беседовала: Екатерина Мельникова, «КНОРУС»