Колонка издателя

Руководитель авторского отдела издательской группы «КНОРУС», Симирит Марина Владимировна: «Если ты точно знаешь, чего хочешь, то попадаешь туда, куда нужно»

«Если ты точно знаешь, чего хочешь, то попадаешь туда, куда нужно»

О том, как начать карьеру в издательском деле, как написать востребованный учебник, не имея опыта, и как будет выглядеть книга в будущем, мы поговорили с руководителем авторского отдела издательской группы «КНОРУС», Симирит Мариной Владимировной.








— Марина, расскажите о своем профессиональном пути: как пришли в «КНОРУС», как возглавили отдел?

Еще до поступления в вуз я определилась, что хочу связать свое будущее с издательским делом. Профессиональная практика началась достаточно быстро: студентами мы редактировали труды наших же преподавателей, которые писали учебники. Помню одним из первых у меня был учебник по безопасности жизнедеятельности. Уже тогда я столкнулась с особенностями работы редактора именно с авторами-преподавателями, увидела, насколько это непросто, но при этом интересно.
Хорошо помню свой выпускной в вузе, когда мы с однокурсниками стояли с бокалами и обсуждали, кто чем хочет заниматься. Кого-то больше привлекала верстка, кого-то — литературное редактирование. Я же, помню, сказала, что не знаю, как эта работа точно называется, но очень бы хотела решать, какие книги издательству брать в работу, а какие публиковать не стоит. Вот такое было видение. Я понимала, что это непростая работа и действительно важная роль и позиция, но мне этого хотелось. Еще я точно понимала, что хочу заниматься или детской, или учебной литературой. Видимо, если ты точно знаешь, чего хочешь, то попадаешь туда, куда нужно.

Как-то очень быстро после выпуска у меня случилось собеседование в «КНОРУС» и меня взяли ответственным секретарем. Было много координационной работы, я занималась и договорами, и общением с типографией. Удалось вникнуть уже на деле во все издательские процессы. Затем я стала заместителем руководителя издательского подразделения. Через какое-то время руководство решило отдельными процессами выстраивать стратегию наполнения издательского портфеля, развивать разные сегменты (для вузов и колледжей) и мне предложили принять участие в создании нового отдела (авторского — прим. ред.), возглавив его.

— В чем заключается работа авторского отдела в «КНОРУС»?

Наш отдел — это по сути вход — самое начало издательского процесса. У нас есть подразделение аналитики, которое собирает информацию об учебных дисциплинах, о представленных на рынке книгах, мониторит все изменения в образовательных стандартах и решает связанные с этими вопросы. На основе этих данных мы выстраиваем тематическую матрицу и понимаем, в каком направлении двигаться, какие книги и авторы нам нужны в данный момент.

Авторский отдел «КНОРУС» на V юбилейной премии «Золотой фонд»

В нашу работу также входит непосредственный контакт, общение и работа с авторами. Мы принимаем заявки на издание, которые нам приходят из разных источников, а также сами предлагаем своим авторам участие в создании книг. Кроме этого, мы разыскиваем авторов, которые еще по каким-то причинам с нами не сотрудничают (улыбается). Мы приходим к ним, рассказываем о себе, ищем точки соприкосновения и пересечения интересов и начинаем вместе работать над книгой.
Вместе с нами автор заключает договор, сдает нам рукопись, и в дальнейшем мы автору выдаем уже готовый тираж.

Но основная задача нашего отдела — наполнение издательства рукописями, чтобы у нас были те самые «ростки», из которых потом появляются яркие и востребованные новинки.

— А как происходит отбор рукописей? Как решаете, что издавать, а что нет?

Первый фильтр, через который проходят все присланные в издательство материалы, — это проверка на плагиат и на наличие свободных авторских прав. Если с этим все в порядке, то мы в любом случае сформируем предложение автору и будем готовы издать его книгу. Несколько редакций позволяют в том или ином виде это сделать.

Конечно, как у издателя, у нас есть свой интерес и он создает дополнительный фильтр. Наш интерес — это учебники. Автор может прийти к нам и с монографией, и с хорошим учебником, так вот учебник мы возьмем охотнее, просто потому что у него более широкая читательская аудитория.

Потом идет оценка самого материала. Присланная рукопись должна соответствовать учебной дисциплине. Поэтому советую сразу название приводить в соответствие. Еще один фильтр — объем будущего издания. Большая книга будет стоить дороже, а значит, покупать ее будут менее охотно. Материал объемом меньше 8 авторских листов тоже не годится, поскольку качественно охватить дисциплину в таком формате невозможно. Поэтому здесь важно соблюсти баланс.

Но отмечу, что с каждым фильтром можно справится, дополнительно поработав над рукописью. Мы в этом заинтересованы, поэтому любой автор может смело к нам обращаться и быть уверенным, что мы приложим все усилия для публикации его работы.

— А может ли в издательство прийти преподаватель, научный работник без опыта создания учебника, но с готовой темой и желанием написать учебник или учебное пособие?

Да, конечно. Более того, у нас есть такой опыт и мы любим такие проекты. В начале пути, когда еще ничего не сделано, процесс согласования темы и структуры учебника максимально прост. Иногда бывает, что приходит автор уже с готовой рукописью. Мы проводим аналитику по его материалу и понимаем, что в таком виде книга будет мало востребована. А если автор только в начале пути, у него есть понимание, представление и план будущего учебника, есть шанс в самом начале наметить правильное направление. Иногда из этого получаются потрясающие вещи.

— То есть отсутствие опыта именно в написании учебников преградой для автора не станет?

Нет, но нужно понимать, что, когда есть опыт, — это ценность и определенная авторская свобода, когда его нет – придется быть более гибким и больше работать (улыбается). В целом бояться не стоит. Все с чего-то начинают, мы настроены на то, чтобы с нами было легко это сделать.

— Каких авторов больше: которые пишут вам и хотят сотрудничать или которых вы привлекаете сами?

У нас много авторов, которые с нами давно сотрудничают и уже трудно сказать, кто к кому пришел первым.
Если смотреть на новых авторов, то могу с уверенностью сказать, что поток обращений в издательство вырос за последние два года: авторы слышат о нас, видят наши книги и уже приходят настроенными на сотрудничество. И, конечно, мы сами ищем и приглашаем авторов, которые имеют опыт книгоиздания, предлагаем им интересные проекты.

— Есть ли учебник издательства «КНОРУС», работа над которым вам запомнилась больше всего и почему?
Это очень интересный вопрос, но сложно ответить сразу, потому что запоминается многое и разное. Хочется, конечно, привести какой-то позитивный и вдохновляющий пример. Есть история одного учебника, которая показывает, как важна совместная работа в паре автор — издатель.

Не так давно произошло изменение в учебных программах колледжей — ввели новую обязательную дисциплину «Астрономия». Мы как издатели следим за такими нововведениями и в тот момент быстро поняли, что дело идет к новому учебнику.
Мы собрали все нормативные документы к программе этой дисциплины и стали искать автора. Никто с темой по астрономии у нас до этого не издавался. И случился разговор с соавтором учебника по естествознанию. Оказалось, что она давно преподает физику и астрономию и у нее уже есть свои наработки для учебников по этим дисциплинам. Нетрудно догадаться, какую книгу мы попросили взять в работу первой.

astronomiya-eprilozhenie-spo-uchebnik.pngНа основе документации по дисциплине мы быстро выстроили содержание и структуру и совместно приступили к работе. У автора не было опыта написания целого учебника, поэтому мы поддерживали ее на всех этапах. Книгу она сдавала по главам, поэтому у нас была возможность оперативно давать рекомендации, корректировать направление работы. 
Только начав работу, мы анонсировали этот учебник, поэтому библиотеки знали о нем и ждали. Мы за весну — лето выпустили книгу, как раз к началу учебного года. И первого сентября колледжи были уже «во всеоружии» — с готовым учебником по дисциплине. Сейчас наша книга по астрономии — одна из основных и очень востребована.

Эта история очень показательная для меня. В нужный момент мы мобилизовали все силы и, выступив с автором единой командой, выпустили классный востребованный учебник.

— А каким, на ваш взгляд, будет учебник будущего?

Сложный вопрос. По формату, конечно, мы скорее всего придем к тому, что все издания будут в электронном виде. Кстати, «КНОРУС» одним из первых начал делать электронные учебники и развивать свою электронно-библиотечную систему BOOK.RU, так что здесь мы верно угадали вектор развития.

Уже сейчас очевидный тренд в подаче материала — сокращение. Сложные смыслы нужно доносить максимально просто и коротко — это требование времени, и в учебниках мы уже начинаем с авторами понемногу это реализовывать. Но мне бы хотелось, чтобы учебники будущего отличались от нынешних не только форматом, но и предлагали иной подход в обучении. Мне очень нравятся учебники, в которых реализуется игровая концепция. Привнесение в образование игры, веселья, дополнение смысловой нагрузки еще и эмоциональной — это здорово. Если бы я сама делала учебник, то сделала бы что-то игровое, может, в форме квеста или с интересными кейсами.

— Вы планируете попробовать себя в качестве автора учебной литературы?

Честно говоря, если бы меня спросили об этом еще полгода назад, я бы точно сказала, что «нет, ничего не могу и нет опыта, давно ничего не пишу». Но случившийся недавно период самоизоляции помог мне посмотреть по-другому на многие вещи, переосмыслить их. Если считать годы обучения в университете, когда я уже начинала практиковаться, то я в издательском деле уже 15 лет. Это значительный опыт, которым можно делиться.

Также мне интересная позиция другой стороны — роль автора и преподавателя. В качестве преподавателя я себя уже попробовала в вебинарах для преподавателей Финансового университета при правительстве РФ, «Лиги преподавателей высшей школы». И, вы знаете, мне понравилось, слушателям вроде бы тоже (улыбается). Буду продолжать, а там и до книги недалеко.
В общем, идеи есть и думаю, что если я их реализую, то опыт создания своей книги поможет мне быть на одной волне с нашими авторами.

— Но с издательством, я думаю, вы точно определились, где будете издавать книгу?

Да, это точно, с издательством я определилась, и, надеюсь, оно со мной тоже (смеется).

— А можете дать какой-то совет начинающим авторам, кто только задумывается над тем, чтобы приступить к созданию учебных материалов?

Да, конечно. Всегда сначала определяйтесь с темой, с примерным планом и обязательно поговорите с остальными участниками процесса. Если вы хотите написать книгу, чтобы ее прочитали, нужно пообщаться с читателями. У преподавателей здесь уникальная ситуация — они общаются со своими читателями-студентами непосредственно в рамках своей работы. Если вы хотите, чтобы вашу книгу издали, то пообщайтесь обязательно и с издателем. Затем скорректируйте свой материал и его подачу, исходя из запросов и читателей и издателя. В итоге вы получите максимально классное издание.

 — Марина, спасибо за интересную беседу. Желаю вам успехов в работе и вашем личном проекте по созданию учебника.

 Спасибо вам, было очень интересно.

Беседовала Анна Лупанова, «КНОРУС»

Возврат к списку




Новинки каталога

Забыли пароль? Регистрация
Если вы являетесь действующим автором издательства, для получения логина и пароля для входа в Личный кабинет направьте запрос на адрес электронной почты info-avtor@knorus.ru

Если вы еще не являетесь автором издательства, но хотите им стать, заполните авторскую заявку.