Марина Александровна Абрамова: все случайности неслучайны
Марина Александровна Абрамова: все случайности неслучайны
— Марина Александровна, вы — руководитель с огромным педагогическим и научным стажем. Каков был Ваш путь в педагогику высшей школы?
— Я оканчивала кредитно-экономический факультет Финансового института и уже получила распределение в банк (следует заметить для сегодняшних студентов — в советское время существовала система обязательного распределения выпускников). В комиссию, принимавшую госэкзамен, входила известный ученый в области политической экономии, д.э.н., профессор Мариам Семеновна Атлас*, работы которой легли позже в основу нашей школы экономической теории и которой мы бесконечно гордимся.
Она выслушала меня и сказала: «Марина, не хотела бы ты поступить в аспирантуру?». Честно говоря, до этого предложения я не задумывалась о научной карьере. Более того — в моей семье все были исключительно практиками. Но когда предложение поступает от такого известного в научных кругах человека, это повод задуматься. Я приняла приглашение и поступила в аспирантуру. Оказалось, что научная деятельность может быть не менее интересной, чем практическая. Ты выходишь на защиту диссертации и понимаешь, что вопросы разрабатываемой тобой темы становятся очень интересны тебе как исследователю. Для меня это была и есть тема денег — не их количества, а их понимания как явления, как научного понятия. Это всеобъемлющий и бесконечный предмет для научных исследований.
Спустя некоторое время после защиты и с началом научной и педагогической деятельности я поняла, что выбрала верный путь, что преподавание — это мое. Мне интересно общаться со студентами, интересно рассказывать им об инновациях, новых теоретических и практических аспектах, с которыми я сталкиваюсь в ходе исследований.
У меня трое внуков, и моя дочь все время говорит им — вот смотрите, почему наша бабушка все время за компьютером, все время так исступленно работает? Потому что ей это нравится!
— Помните ли Вы свою первую лекцию в качестве преподавателя?
— Я защитила кандидатскую диссертацию раньше срока — за 2 года, и меня направили по распределению преподавателем на кафедру политэкономии, а затем - экономической теории в МГТУ имени Н.Э. Баумана. Представьте себе — я, 26-летняя девушка, попадаю в вуз, где учатся одни мальчишки. Первую лекцию по экономической теории я должна была читать на факультете специального машиностроения, то есть студентам, бесконечно далеким от экономики. Я с волнением готовилась к первой лекции, делала конспекты. Нужно было сделать так, чтобы эти молодые люди, практически ровесники, слушали и слышали меня. Сейчас я понимаю, что все эти записи можно было выбросить сразу, потому что, если ты читаешь лекцию с листа, то не удержишь внимание аудитории. Как только преподаватель начинает смотреть в текст, он теряет контакт с аудиторией. Но опыт в вопросах педагогики приходит вместе с практикой.
С частью ребят из той группы, с которой я начинала свой педагогический путь в МГТУ, ставших сегодня уже известными бизнесменами, мы до сих пор поддерживаем дружеские отношения.
— Если вернуться к сегодняшнему дню и посмотреть на сегодняшних студентов-экономистов, какие они по сравнению с теми, с которыми Вы начинали свой педагогический путь?
— Они совершенно другие — я вижу это и в рамках своих научных исследований, и в процессе преподавания. Для того, чтобы у них появился интерес к научной работе, их нужно «зажечь». Раньше студенты лучше подчинялись администрированию педагогов. Сейчас же студент, если ему неинтересно, будет делать вид что учится, а преподаватель будет делать вид, что учит его. Но как только тема становится ему интересна, он превращается в увлеченного слушателя и пытливого исследователя. Информационный багаж у них несравненно больше, чем у студентов, которые обучались в советское время. Они многофункциональны, то есть могут одновременно слушать лекцию, что-то уточнять в Интернете. Делаешь замечание и понимаешь, что тебя слышат.
Сегодняшние студенты, на мой частный взгляд, не очень ориентированы на риск. Они не очень заинтересованы в построении собственного бизнеса, в них не слишком развита предпринимательская жилка. Они хотят жить по своим правилам — быть фрилансерами, например. Не хотят, чтобы над ними стоял администратор в лице начальника. При этом они открыты знаниям, но тянутся к таким, которые смогут применять на практике.
— Высшая школа ориентирована больше на академические знания, как удается совместить запрос студента и учебный план?
— Безусловно, в университете невозможно заложить все те практические навыки, с которыми молодой специалист столкнется в ходе работы. Хотя у нас немало практических занятий, но все охватить невозможно. Финансовый университет даст им самое важное — базу фундаментальных знаний, которые «построят» голову нужным образом. Можно очень просто ответить на вопрос: что такое деньги — взял учебник, выучил определение. Но понять суть явления не равно «заучиванию» его определения. Так вот в Финансовом университете, в нашем Департаменте просто «заучить» не получится — придется разбирать объект изучения по кирпичику.
Помимо глубоких фундаментальных знаний Финансовый университет дает студентам еще одну важную возможность — связи, контакты, коммуникации. Внутри учебной группы, внутри команды. Эти контакты после окончания университета студенты используют в жизни, в том числе и профессиональной. Ну и, наконец, выпускник Финансового университета приобретает определенный уровень профессиональной культуры. Хорошее высшее образование закладывает прочный фундамент личности.
— Марина Александровна, как складываются отношения педагогов со вчерашними выпускниками? Поддерживаете ли связь?
— Наиболее теплые дружеские отношения складываются с аспирантами. В ходе подготовки научной работы с ними начинаешь общаться больше и чаще. И они с большим уважением относятся к тому вниманию, которое уделяет им научный руководитель.
— Вы — пишущий преподаватель. В издательстве «КНОРУС» вышло множество Ваших учебных и научных трудов. И все они востребованы. Сложное ли это занятие — писать?
— Во-первых, я очень люблю издательство «КНОРУС», с вами приятно работать. Наши взаимоотношения существуют долгие годы, мои первые учебники по экономической теории в соавторстве с Натальей Николаевной Думной** вышли в КНОРУС очень давно.
Что касается вопроса о том, сложно ли писать, — это в любом случае не происходит по принуждению. Можно сколько угодно браться за это занятие, но, если в голове еще не сформирован план, не произошло озарение или не появились идеи, которые просятся на бумагу, ничего хорошего не получится. Если есть настроение и идея, то пишется легко.
Сейчас мы работаем над монографией по комплексной теме, которую ведет Финансовый университет. Мы работаем над разделом, связанным с денежными отношениями и цифровым рублем. И вроде бы уже так много написано по этой теме. Но когда мы проверили готовый текст на заимствования, оказалось, что труд на 98% уникален. Это означает, что люди сидели и писали, излагали свои мысли, знания, результаты исследований.
— Работа над какой книгой запомнилась Вам больше остальных?
— Не буду оригинальна. Самая запомнившаяся — это последняя работа. Недавно мы отдали в КНОРУС рукопись учебника для аспирантов по теории денег и денежно-кредитных отношений. Аспирантура считается у нас третьим уровнем образования и этот учебник был очень сложным — базовое изложение теории для аспирантуры уже не подходит.
Все участники авторского коллектива, несмотря на разность взглядов на некоторые явления, должны были сесть и договориться об общих реперных точках, определениях, понятиях. Нужно было выработать и принять общую концепцию, вокруг которой каждый разрабатывал свою тему. Сейчас учебник проходит редакционную подготовку и станет первым в России профильным учебником для аспирантуры.
— Публикационная активность преподавателей имеет важное значение для вуза?
— Издание учебных работ прежде всего имеет для вуза рациональный смысл — все дисциплины должны быть методически обеспечены. Мы понимаем, что, вводя новую дисциплину, мы не можем предложить студенту самостоятельно искать по ней какие-то статьи в Интернете. Как правило, написание учебника подведено под дисциплину, утвержденную в учебном плане.
Мы стараемся делать хорошие учебники, и по их продажам видим, что у нас это получается.
Тем более, что КНОРУС издает красивые современные книги с цветными таблицами и иллюстрациями — такие учебники лучше читаются и в электронном, и в печатном формате, лучше воспринимаются современными студентами, в среде которых преобладает так называемое клиповое мышление, и внимание которых сложно удерживать более 15 минут.
— Предлагаю отвлечься от учебного книгоиздания и поговорить о художественной литературе. Ваше самое любимое художественное произведение?
— Не буду придумывать, а просто назову то, к чему действительно лежит душа. Люблю «Евгения Онегина» — в этом произведении нашлось место человеческим взаимоотношениям, лирическим описаниям русской природы и даже упомянут один из основоположников экономической теории Адам Смит (смеется). Ну а в моменты особого душевного настроения люблю читать Ивана Бунина.
— Что бы Вы посоветовали почитать вашим студентам?
— По-моему, это совершенно неблагодарное дело — советовать им что-то. Вот вы знаете, читают ли они что-то и читают ли вообще? И я не знаю. Не думаю, что, если я посоветую им читать «Финансиста» Драйзера или учебники по экономической теории, они тут же побегут за книгой.
Например, я часто говорю им: у вас в учебнике написано о происхождении и функции денег. Вы знаете, кто об этом писал? Откройте «Капитал» Карла Маркса — вы сильно удивитесь, увидев определения всех этих понятий. И они удивляются — неужели Маркс это написал?
— Марина Александровна, в завершение нашей встречи расскажите о вашем хобби или любимом занятии?
— Мое любимое хобби — путешествия. Не считала страны, в которых мы побывали с друзьями, но их география обширна — от совершенно потрясающей Исландии до Японии. Японцы сильно поразили меня своим отношением к иностранцам, притом, что старшее поколение у них практически не владеет английским языком. Мы в Токио немного заблудились и стояли с картой, пытаясь разобраться, где находимся. К нам подошел один человек, второй, третий. Все они не говорили по-английски, но искренне старались помочь. В конце концов нас окружила целая толпа, пока не нашелся молодой человек, владеющий языком.
Я очень комфортно чувствую себя в Германии. Я училась в немецкой спецшколе в Чапаевском переулке, где в нас заложили прекрасные знания языка и такое произношение, что немцы, с которыми я общаюсь, не могут понять откуда я родом — называют Чехию, Австрию.
Второе мое хобби — это внуки. С ними очень интересно, это огромное удовольствие — наблюдать за тем, как они растут.
* Мариам Семёновна Атлас (1912—2006) — советский и российский финансист, экономист, доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР. С 1943 года преподавала в Московском финансовом институте, заведующая кафедрой политической экономии (до 1978 года). Мариам Семёновна очень активно работала в институте до 92-х лет, возглавляя в последние годы Научное студенческое общество, подготовила более 100 кандидатов и 30 докторов экономических наук.
** Наталья Николаевна Думная (1947—2015) — советский и российский учёный, экономист, доктор экономических наук, профессор. На протяжении 15 лет являлась заведующей кафедрой «Микроэкономика» Финансового университета; была основателем и главным редактором журнала «Мир новой экономики».
Беседовала: Ольга Никонова, «КНОРУС»