Елена Анатольевна Звонова: «Написать учебник - большой труд»
Елена Анатольевна Звонова: «Написать учебник - большой труд»
Звонова Елена Анатольевна - руководитель Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ, доктор экономических наук, профессор, автор 14 учебников и учебных пособий и 9 монографий, почетный автор издательства «КНОРУС».— Елена Анатольевна, ваш общий педагогический стаж составляет 33 года, и вы можете оценивать изменения в системе российского высшего образования в динамике. Какие положительные новшества вы можете отметить?
— За прошедшие годы моей работы в высшей школе произошли кардинальные изменения. Когда в 1982 году я пришла преподавать в высшем учебном заведении, то для будущих студентов было исключительно сложно поступить в вуз, особенно столичный. Хорошо помню примеры, когда после окончания средней школы абитуриенты поступали в выбранные ими вузы несколько лет подряд (знаю рекорд — семь лет), а в перерывах между поступлениями успевали работать или (это касалось мальчиков) отслужить в армии. Для поступления в вуз нужны были не только блестящие знания предметов, преподававшихся в средней школе (был конкурс среднего балла аттестата зрелости), но и очень высокие оценки за вступительные экзамены. В частности, проходной балл на факультет МЭО Финуниверситета составлял 24,5—25 баллов по пятибалльной системе, то есть все вступительные экзамены нужно было сдать на пять, а в конкурсе средних оценок аттестатов нужно было иметь не менее 4,5 баллов. В связи с этим для многих юношей и девушек высшее образование, оставаясь бесплатным, было труднодостижимым. Сам процесс обучения в высшей школе также был очень напряженным: лекции, семинары, зачеты, экзамены, конспекты специальной литературы… Все это преодолевалось только с помощью ручки, бумаги (тетрадей) и собственных навыков мыслить, анализировать, запоминать, а главное, мотивированности, которая помогала преодолеть трудности учебы. Хотя все равно, годы учебы в вузе были очень интересными, оправдывающими бытовавшую тогда в студенческой среде шутку: «Студент бывает весел от сессии до сессии, а сессия всего два раза в год».
Что касается современной системы высшего образования, то прежде всего оно стало более доступным, в том числе для абитуриентов из российских регионов. Существенно расширились образовательные возможности студентов: благодаря болонским соглашениям студенты во время учебы в вузе могут поучиться в зарубежных вузах и даже получить соответствующие дипломы, могут пройти интересные стажировки как в России, так и за рубежом. Студент, кроме знаний, приобретает много полезных умений и навыков в профессии: свободное владение иностранными языками, а также возможность пройти обучение в магистратуре по другим профессиональным профилям. Выпускники магистратуры имеют возможность учиться в аспирантуре — третьем этапе высшего образования. Мне известны примеры, когда аспиранты технических вузов поступают на магистерские программы Финуниверситета, чтобы одновременно с обучением в аспирантуре технического вуза получить финансово-экономическое, юридическое и пр. образование. Вообще, кажется, что мы не до конца еще осознали все возможности и преимущества, которые предоставляет современная трехэтапная система высшего образования, не говоря уже о концепции непрерывного образования.
— Какой он — современный студент Финансового университета?
— Я буду говорить о своих наблюдениях, так как могут быть и другие мнения. Современный студент Финуниверситета, независимо от выбранного факультета, — это мотивированный, стремящийся к получению глубоких профессиональных знаний и умений, владеющий всеми современными источниками получения информации, с интересом откликающийся на любые новшества в учебном процессе, предлагаемые преподавателями молодой человек. Он пытлив, иногда критично настроен по отношению к преподавателям, которые, как ему кажется, не дают достаточных знаний или обучают банальностям и учат неинтересно, он стремится к получению особенно глубоких знаний в тех областях, которые он видит в качестве своей профессиональной ниши. Еще я заметила, что за последние 3—4 года произошла резкая перемена в бытовом поведении студентов Финуниверситета. Мы постепенно отходим от ложно интерпретируемых принципов демократии, следствием чего стали вежливость и воспитанность студентов, соблюдение ими всех норм поведения в социуме. Меня это особенно радует.
— Какие направления образования в области финансов и экономики будут востребованы через 10—20 лет? И пора ли всем студентам изучать китайский язык, как пророчат экономисты-аналитики?
— Думаю, что через 10—20 лет будут особенно востребованы специалисты не только с глубокими знаниями в области экономики и финансов, но и с комплексными, взаимосвязанными знаниями экономики, финансов, юриспруденции, менеджмента, информатики. А вообще, концепция непрерывного образования позволяет овладевать необходимыми знаниями в зависимости от их востребованности на рынке труда в различные периоды времени, главное, чтобы базовое образование давало возможность легко «доучиваться» и переучиваться. Сужу по себе: я выпускница Финуниверситета, и те базовые знания, которые здесь получила, всегда давали мне возможность соответствовать в своей профессии меняющимся требованиям времени. А изучение китайского языка… Тут не берусь быть провидцем, но простой анализ современной геополитической и геоэкономической ситуации дает понимание того, что через 10—20 лет, чтобы быть человеком мира, будет нужно свободное владение и английским, и китайским языком.
— Вы — автор востребованных учебников, по которым проходят обучение студенты не только в Финансовом университете, но и в других вузах страны. Помните ли вы свою первую книгу по профилю возглавляемого вами департамента?
— Конечно, помню. Это учебник «Мировые финансы», вышедший в издательстве «КНОРУС».
— Сложно ли написать учебник? Сколько времени уходит у вас на подготовку одного учебника, и где вы чаще всего пишете?
— Написать учебник исключительно сложно, так как если в статье или монографии автор излагает свою точку зрения и, как правило, критикует или оспаривает другие мнения о каких-то вопросах, то в учебнике необходимо отражать только устоявшиеся и принимаемые всем профессиональным сообществом практиков и ученых взгляды на описываемые в учебнике процессы и явления. В современном многообразии научно-профессиональных мнений это очень сложно и накладывает дополнительную ответственность, так как именно по учебнику формируются базовые знания будущих профессионалов, которые дают им возможность учиться и переучиваться далее. Поэтому на продумывание структуры будущего учебника уходит очень много времени — хорошо продуманная структура весьма облегчает дальнейшую работу собственно по написанию учебника. А писать я могу только во время летних каникул, так как должна полностью погрузиться в творческий процесс, что невозможно в другое время. Раньше я работала в библиотеках, но это время ушло, и сейчас работаю дома, так как современные средства информации предоставляют весь необходимый опорный и статистический материал.
— Как долго остается актуальным учебное пособие по экономическим и финансовым дисциплинам? В реальной жизни эта сфера на мировом уровне кажется довольно нестабильной и быстро меняющейся.
— Мое глубокое убеждение состоит в том, что любой учебник или учебное пособие по финансово-экономическим дисциплинам в наше время актуально не более трех лет, после чего необходимо его перерабатывать, дополнять и даже исправлять. Финансово-экономические науки во многом практико-ориентированы, и поэтому если авторы учебника хотят, чтобы студенты получали соответствующие профессиональной практике знания, то, написав однажды учебник, его авторы должны продолжать над ним работать, актуализируя его. Говоря образно, финансово-экономические знания — это «скоропортящийся продукт», требующий постоянного обновления.
— Елена Анатольевна, помогает ли финансисту экономическое образование в быту? Проще говоря, влияет ли детальное знание маркоэкономики на ведение микроэкономики семьи, к примеру? Заимствуете ли вы полезные законы?
— Помогает, и еще как. Например, финансы. Ведь финансы семьи (персональные или домохозяйства) — это та база, из которой вырастали и строились государственная финансовая система, международные финансы, мировой финансовый рынок и т.д. Поэтому, выстраивая систему семейных доходов, расходов, накоплений и сбережений, вложений в различные активы и пр., я всегда пользуюсь своими профессиональными знаниями, и наоборот, исследуя и анализируя макрофинансовые проблемы, всегда в процессе анализа понижаю их до уровня персональных финансов, что значительно упрощает анализ.
— У вас есть хобби? Расскажите, пожалуйста, подробнее.
— А хобби у меня всегда было связано с моей профессией. Собираю монеты разных эпох, это очень интересно, так как в античные времена монеты, например, отчасти выполняли функции современных гламурных журналов. Именно по отчеканенным на аверсе монеты изображениям императоров и императриц Древнего Рима времен империи жители и особенно жительницы Римской империи узнавали, как выглядят их правители. А еще изображения властителей на монетах часто и трагично меняли весь ход истории. В ходе Великой французской революции, когда стало очевидно, что революционеры не пощадят королевскую семью, король Людовик XVI вместе с семьей предпринял попытку бежать, и, если бы не изображение его профиля на золотых луидорах, она была бы удачной. Но хозяин постоялого двора, где королевское семейство остановилось, чтобы сменить лошадей, узнал его по изображению на луидоре и донес революционным властям.
— Готовите ли вы сейчас к выпуску новый учебник или научную работу? Когда вашим студентам ожидать релиза?
— Да, готовлю. В настоящее время мы работаем над продолжением серии учебников «Библиотека будущего финансиста-международника», выпускаемой издательством «КНОРУС». Уже вышли учебники по следующим дисциплинам: «Мировые финансы», «Международные валютные отношения», «Международный кредит». Сейчас мы работаем над учебником «Международная банковская деятельность».